Маршрут "Тропой родичей". Хайколя

История хайколя

Аудио-гид по маршруту "Тропой родичей".
История хайколя (скачать)

Мирный договор между Россией и Швецией, завершивший Северную войну 1700–1721 гг., подписанный в г. Ништадт (совр. Усикаупунки, Финляндия) 30 августа (10 сентября) 1721 г., дал начало жизни деревне Хайколя.    

Во время Северной войны по цепи постов, соединявшей финский город Каяни и Соловецкую крепость, с помощью дымных сигналов передавалась информация о приближении шведских войск. Один из сигнальных постов находился вблизи современной деревни Хайколя. Гора, на которой находился пост, называется Тухкасенваара или «Пепельная гора». 

После подписания мира со Швецией в 1721 году необходимость в посту на горе отпала. Семья сигнальщика переехала на остров на озере Хайколя, находившийся в пяти километрах от горы. Остров был более безопасен для жилья, так считали первые жители. В окрестности Тухкасенваара развелось много медведей, которые начали нападать на домашний скот. Это стало еще одной причиной переселения на остров.

Так родилась деревня Хайколя. В 2021 году ей исполняется 300 лет.

В романе «Максима – сын Прокко» Народный писатель Карелии Ортьё Степанов рассказывает: 

« …наша деревня не очень старая. Ей веку и двухсот лет не будет. Основали её люди, поселившиеся на Тухкасенваара. А теперь там вышку поставили, да и место стали называть Торниваара. А раньше там жил старик со старухой. У них были сын и три дочери. Старик был шибко верующий. И вот однажды утром святого поминального дня стоит он на коленях перед образами и молится,  поклоны кладет и глаза крестит. Как глянет в окно, а там медведь… За окном большая груда камней была — поле когда расчищали, камни-то и скатывали в кучу. Ну так вот, медведь положил лапу на те камни и на старика глядит. Но четкам еще счет не пришел, и старик не мог прервать молитвы. И он, не обращая внимания на медведя, продолжал бить поклоны и бормотать привычные слова, призванные довести до бога все сокровенное что было на душе. Когда господу всё было высказано, старик поднялся с колен, глянул в окно — косолапый на том же месте! И глядит внимательно, как будто понимает. Старик разозлился, схватил берданку: пристрелю мохнатого! Но пока он со своей пищалью возился, медведь наутек — и был таков. Только задницу старику показал. Хозяин и говорит старухе: «Раз собаки на мишку не лаяли — плохая примета». Ведь прошлым летом, видимо, этот самый зверюга задрал у них корову. Хорошо ещё, что тёлочка была возле дома, в загородке, та хоть сохранилась… Сидят старики и гадают, что им делать, как дальше жить. «Придется нам, видать, перебираться на Луотосаари», решил наконец старик. Раньше-то это место Луотосаари называлось. Здесь старик пожил ещё, сколько лет ему было отпущено, да и помер. Йоухко схоронил отца в ельнике, где нынче кладбище находится. Правда в те времена весь остров был покрыт густым еловым лесом… И от этого Еухко пошел весь наш род, да и деревня…» Это, скорее всего, легенда. Однако, в окрестностях деревни, на большом болоте, сохранились до наших дней топонимы «Suuri kontionsuaari» («Большой медвежий остров»), «Pieni kotionsuaari» («Малый медвежий остров»).

Триста лет на кладбищенской роще острова покоятся все поколения рода Ортьё Степанова. На протяжении существования деревни название менялось не раз. Финский собиратель фольклора А. Борениус летом 1872 года посетил Беломорскую Карелию, и 12-13 июля записывал в деревне Хайколя песни и заговоры. На тот момент к названию деревни было ещё приписано Ёухколя, это же имя и в памяти наших дедушек. Использовалось оно, когда речь шла об островной, самой старой части деревни. Известный исследователь А. Борениус после экспедиции писал, что деревня Хайколя – это самое восточное поселение, в котором сохранилась рунопевческая традиция. Уже в 20-ом веке официальное названия Гайколя деревня носила вплоть до её ликвидации в 1977 году. 

В неперспективной деревне благодаря местным жителям и Ортьё Степанову сохранилось несколько домов на островной её части. В начале нынешнего века Фондом Ортьё Степанова на прежних местах была воссоздана часть утраченных домов. Сейчас деревня внешне приблизилась к тому, какой она была 100 лет назад, к началу повествования романа Ортьё Степанова «Родичи». В этом пространстве рунопевцы создавали руны, сказки и истории. Здесь передавались от поколения к поколению предания, легенды и заговоры. Здесь же написаны главные страницы романа «Родичи».