Маршрут "Тропой родичей". Хайколя

Точка 11. Онттон тало. Музей литературного персонажа

Аудио-гид по маршруту "Тропой родичей".
Точка 10. Онттон тало (скачать)

Дом построен в 70-х годах 19-го века и является самым старым сохранившимся жилым строением в деревне Хайколя. Внешняя архитектура дома отличается от традиционной и придаёт колорит всему образу деревни.

Местные жители помнят, что после смерти Прасковьи Ивановны Кузьминой (1887- середина 60-х гг.) постоянно никто не жил. К началу 21-го века от здания остались одни лишь стены. Усилиями местных жителей и Фонда Ортьё Степанова дом был отремонтирован и открыт для музейной экспозиции в 2002 году. Онттон тало («Дом Онтто»), так решили назвать пространство, где жил прототип одного из героев романа Ортьё Степанова. Прообразом старика Онтто – одного из ключевых персонажей произведений писателя – стал хозяин этого дома Артём Ильич Кузьмин (Iljan Ortjo).

В доме сохранилась часть интерьера традиционной избы с горницей и подсобными помещениями. Полуразрушенные печи из природного камня были восстановлены по традиционной технологии. Теперь интерьер способствует созданию сменных выставок перекликающиеся с идеями романа О. Степанова «Родичи».

В 2023 году в рамках проекта "Музыка родного языка" у входа в дом размещен видеомодуль с короткими анимационными фильмами, основанными на архивных фонограммах, сделанных во второй половине 20-го века.

С 2019 года в «Доме Онтто» открыта выставка «Будут ли окна заколочены?», посвященная истории исчезновения деревень в Беломорской Карелии. В ней рассказано о личных история жителей, которым пришлось оставить родные места. В основе выставки лежит литературный очерк Ортьё Степанова «Будут ли окна заколочены?» (1977 год), в котором поднимается вопрос об умирающих деревнях, их проблемах и перспективах. Именно в этом очерке, впервые, говорится о том, что деревня Хайколя будет деревней-памятником. Прялки, почетные грамоты, остановившиеся часы, печные лопаты стали символами заброшенных деревень — предметы, которые потеряли свой смысл в городе и не уместились в чемодан, они стали хранителями того, что осталось. В окнах — пустота. Но если в них заглянуть, то за рамами можно увидеть обои в несколько слоев – в них копилка памяти нескольких поколений, наслоение историй. Выставка – размышление о людях, их судьбах. Рамы с прялками в виде крыш напоминают кресты погоста.

Заканчивается выставка «Будут ли окна заколочены?» уже в другом помещении Онттон тало. Здесь представлено небольшое количеством предметов: постеры рисунков домов деревни Хайколя Владимира Лукконена на импровизированных качелях—памяти детства. Качели— из жердей бывшей деревенской околицы. В углах им противостоят рисунки амбара и кладбищенской рощи (рисунки Владимира Лукконена): они вставлены в рамы из кусков молодых берез. Рядом с ними, по обычаю, привязаны ленточки. А амбар охраняет старый транец лодки. Обзор выставки предлагается из двух проёмов противоположных дверей и окна, прикрытого зеленым льном. Ярко направленный свет от ламп, питающихся от солнечных батарей. Платина качелей и люстр активно вносит исторически акцент в оформлении выставки: это дерево, имеющие историю ни в одно столетие. Плахи, на котором организован свет, сооружены из досок 300-х летнего амбара, оставшихся после реставрации. В зависимости от желания, кто-то может размышлять между качающимися домами и запечатлеться на фотографии, а может и поделится своими воспоминаниями.